Патронатное воспитание
28 июня 2012 года вступило в силу Положение о патронатном воспитании.
Хотя патронатное воспитание – новая форма участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, патронат известен в России со времен Екатерины П, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для того, чтобы помогать детям, оставшимся сиротами.
Возможно, Вы уже не раз задумывались, что социальное сиротство - это тяжелая, неестественная ситуация, когда родители по разным причинам не воспитывают своих детей, и Вам бы возможно хотелось бы помочь одному из таких ребят, однако по каким-либо причинам Вы не можете принять его в свою семью на длительный срок. В этом случае патронатное воспитание – это, как раз тот путь, по которому Вы можете двигаться вперед и действительно быть полезными.
Ребенок, переданный в семью патронатного воспитателя получает возможность хотя бы пожить «в гостях», а не в казенном доме, что помогает ему пережить тяжелую психологическую травму. Дети получают шанс на приобретение позитивного опыта жизни в семье, поддержание и укрепление родственных связей, более эффективную подготовку к самостоятельной жизни и более успешную социальную адаптацию. У ребенка есть возможность узнать тепло семейных отношений, и в то же время сохранить память о своих корнях и своем происхождении, что важно для любого человека.
Что же такое патронатное воспитание?
Патронатное воспитание является формой участия граждан в воспитании детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования (далее – учреждение).
Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.
Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания, заключаемого руководителем учреждения с патронатным воспитателем, с учетом заключения о наличии условий, необходимых для воспитания детей. Такое заключение выдает управление (отдел) образования по месту жительства кандидата в патронатные воспитатели.
Кто может стать патронатным воспитателем?
Патронатными воспитателями могут быть дееспособные граждане
обоего пола, за исключением:
лиц, лишенных родительских прав;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом в связи с ненадлежащим выполнением возложенных на них обязанностей;
лиц, имеющих судимость за умышленные преступления, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
лиц, дети которых были отобраны в судебном порядке без лишения родительских прав;
лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в соответствии с частью первой статьи 85<sup>1</sup> Кодекса Республики Беларусь о браке и семье в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
лиц, с которыми договор патронатного воспитания был расторгнут досрочно в связи с ненадлежащим выполнением обязанностей патронатного воспитателя;
лиц, проживающих совместно с гражданами, указанными в предыдущих абзацах.
При отсутствии противопоказаний, куда следует обращаться?
Гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, с документом, удостоверяющим личность, необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту его жительства с заявлением о выдаче заключения управления (отдела) образования о наличии в его семье условий, необходимых для воспитания детей.
Управление (отдел) образования в течение 5 календарных дней со дня подачи кандидатом в патронатные воспитатели заявления запрашивает из соответствующих органов и организаций необходимые сведения и (или) документы:
- об отсутствии судимости за умышленные преступления у кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан, а также о том, были ли осуждены кандидат в патронатные воспитатели и проживающие совместно с ним граждане за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления против человека;
- о том, лишались ли родительских прав кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане, было ли ранее в отношении кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан отменено усыновление;
- о том, признавались ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане недееспособными или ограниченно дееспособными;
- о том, признавались ли дети кандидата в патронатные воспитатели и совместно проживающих с ним граждан нуждающимися в государственной защите, были ли отобраны без лишения родительских прав, отстранялись ли кандидат в патронатные воспитатели и совместно проживающие с ним граждане от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей;
Далее в течение 15 календарных дней со дня обращения кандидата в патронатные воспитатели организует или проводит обследование условий жизни кандидата в патронатные воспитатели, о чем составляется акт по форме, утвержденной Министерством образования, включающий:
оценку жилищно-бытовых условий кандидата в патронатные воспитатели и их безопасности для жизни и воспитания ребенка;
оценку готовности кандидата в патронатные воспитатели к участию в воспитании ребенка.
На основании всех полученных сведений и документов управление (отдел) образования готовит заключение о наличии в семье кандидата в патронатные воспитатели условий, необходимых для воспитания ребенка. В него включаются рекомендации по возрасту, полу, состоянию
здоровья и количеству детей, которые могут быть переданы на
патронатное воспитание кандидату в патронатные воспитатели.
***С гражданами, получившими в установленном порядке при рассмотрении их заявлений об усыновлении, установлении опеки, попечительства, о создании приемной семьи, детского дома семейного типа заключение о наличии в семье условий, необходимых для воспитания детей, договор патронатного воспитания может быть заключен без запроса сведений и (или) документов, указанных выше, и проведения обследования условий жизни.
Пользуются ли определенные граждане преимущественным правом принять на воспитание конкретного ребенка?
При наличии нескольких лиц, желающих принять на патронатное воспитание одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется его родственникам при условии обязательного соблюдения интересов ребенка.
При подборе кандидатов в патронатные воспитатели из лиц, не состоящих в родственных отношениях с ребенком, преимущество отдается лицам, проживающим в районе (городе), на территории которого находится учреждение, за исключением случаев, когда передача ребенка на патронатное воспитание за пределы района (города) отвечает интересам ребенка.
Сколько детей гражданин может принять на патронатное воспитание?
Количество детей, которые передаются на патронатное воспитание гражданину одновременно, определяется договором патронатного воспитания с учетом заключения.
При наличии условий братья и сестры передаются на патронатное воспитание совместно, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам (в том числе по желанию самих детей) их совместное пребывание в семье патронатного воспитателя не соответствует их интересам.
На какое время дети передаются в семью патронатного воспитателя?
Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.
Сроки пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя устанавливаются с учетом желания ребенка, патронатного воспитателя и особенностей организации образовательного процесса в учреждении.
Учитывается ли желание ребенка при передаче его на патронатное воспитание?
Передача ребенка на патронатное воспитание осуществляется с учетом его желания, выраженного доступным для него способом. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
Каков порядок заключения договора патронатного воспитания?
Договор патронатного воспитания заключается между руководителем учреждения и патронатным воспитателем. С формой договора патронатного воспитания Вы можете ознакомиться на нашем сайте в рубрике «Замещающая семья», разделе «Законодательство».
Для заключения договора патронатного воспитания необходимы:
- заявление кандидата в патронатные воспитатели о передаче ребенка (детей) на патронатное воспитание,
- сведения и документы, указанные выше,
- заключение управления (отдела) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего функции по опеке и попечительству над детьми по месту жительства патронатного воспитателя о наличии условий, необходимых для воспитания детей.
Руководитель учреждения определяет, соответствует ли интересам ребенка его передача на патронатное воспитание данному кандидату в патронатные воспитатели и может отказать кандидату в патронатные воспитатели в заключении договора патронатного воспитания, если это не соответствует интересам ребенка.
На какой срок заключается договор патронатного воспитания между руководителем учреждения и патронатным воспитателем?
Данный договор заключается на срок до 1 года.
Каков порядок передачи ребенка в семью на патронатное воспитание?
Дети передаются на патронатное воспитание на основании договора патронатного воспитания
При передаче ребенка патронатному воспитателю не позднее дня убытия ребенка издается приказ о передаче ребенка на патронатное воспитание, в котором указывается:
- срок пребывания ребенка в семье патронатного воспитателя;
- объем средств, передаваемых на питание ребенка в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь,
- работники учреждения, на которых возлагается контроль за условиями жизни и воспитания ребенка в семье патронатного воспитателя, сроки представления ими отчета о результатах контроля руководителю учреждения.
Копия приказа передается патронатному воспитателю.
Осуществляется ли контроль за условиями воспитания и содержания детей, переданных на патронатное воспитание?
Данный контроль осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства патронатных воспитателей, а также учреждениями, передавшими детей на патронатное воспитание в следующих формах:
-телефонные звонки,
- беседы с педагогами и лечащими врачами ребенка (детей),
- беседы с ребенком (детьми), посещение семьи патронатного воспитателя на дому,
- наблюдение педагогом социальным и педагогом-психологом, анкетирование.
По согласованию могут использоваться иные формы контроля. При необходимости орган опеки и попечительства или руководитель учреждения может не информировать патронатного воспитателя о дате и времени осуществления контроля.
Каковы случаи прекращения договора патронатного воспитания?
Договор патронатного воспитания прекращается:
- по истечении срока его действия,
- в случаях устройства ребенка на воспитание в семью,
- перевода (поступления) ребенка в другое учреждение,
- смерти ребенка либо патронатного воспитателя.
Может ли договор патронатного воспитания быть досрочно расторгнут?
Договор патронатного воспитания может быть расторгнут досрочно:
- по просьбе патронатного воспитателя,
- по инициативе руководителя учреждения или управления (отдела) образования, если это необходимо для защиты прав и законных интересов детей.
Каковы права и обязанности учреждений, передающих детей на патронатное воспитание:
Обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей, передаваемых на патронатное воспитание, исполняет учреждение.
В целях передачи детей на патронатное воспитание учреждение:
- участвует в поиске и подборе патронатных воспитателей, имеющих условия для воспитания и реализации прав ребенка, с учетом имеющихся у него потребностей;
- предоставляет кандидатам в патронатные воспитатели сведения о воспитанниках, которые могут быть переданы на патронатное воспитание;
- обеспечивает знакомство кандидата в патронатные воспитатели с ребенком, предложенным для патронатного воспитания;
- предоставляет сведения о состоянии здоровья ребенка (детей) и рекомендациях врачей на период пребывания ребенка (детей) в семье патронатного воспитателя, дает согласие на предоставление патронатному воспитателю информации, составляющей врачебную тайну в отношении передаваемого на патронатное воспитание ребенка (детей)ливает и согласовывает с кандидатом в патронатные воспитатели сроки и периодичность нахождения ребенка в семье патронатного воспитателя;
- осуществляет права и выполняет обязанности опекуна (попечителя) в отношении ребенка (детей);
- в пределах своей компетенции оказывает ребенку и патронатному воспитателю услуги по социальному, психологическому и (или) педагогическому сопровождению;
- в срок до 14 дней со дня подписания договора патронатного воспитания направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
- в день издания приказа о передаче ребенка на патронатное воспитание направляет его копию в управление (отдел) образования, выдавшее заключение;
- не позднее дня передачи ребенка (детей) на патронатное воспитание передает денежные средства на питание ребенка (детей) в случаях и размере, установленных законодательством Республики Беларусь;
- обеспечивает ребенка, передаваемого на патронатное воспитание, сезонной одеждой, необходимой для удовлетворения
потребностей ребенка в течение срока его нахождения в семье
патронатного воспитателя. - осуществляет контроль за воспитанием ребенка (детей), удовлетворением его основных жизненных потребностей, выполнением настоящего договора.
Каковы права и обязанности патронатного воспитателя?
Патронатный воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка, переданного ему на патронатное воспитание, осуществляет
права и выполняет обязанности по его воспитанию, удовлетворению его жизненных потребностей в течение срока пребывания ребенка в семье и
в соответствии с договором патронатного воспитания.
Патронатный воспитатель имеет право получить, а учреждение обязано предоставить:
один экземпляр договора патронатного воспитания;
копию свидетельства о рождении (документа, удостоверяющего личность) ребенка;
сведения о состоянии здоровья ребенка и рекомендациях врачей на период его пребывания в семье патронатного воспитателя.
Патронатный воспитатель обязан:
Патронатный воспитатель с согласия руководителя на безвозмездной основе:
- информирует руководителя о планируемых сроках пребывания ребенка в его семье не позднее чем за 7 дней, а в случае передачи ребенка на патронатное воспитание в течение летних каникул - до 1 мая;
- обеспечивает своевременное убытие ребенка в свою семью и возвращение в учреждение в срок, согласованный с руководителем;
- организует адаптацию ребенка (детей) в семье;
- организует совместное проживание с ребенком (детьми), быт;
- предоставляет ребенку (детям) соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям условия проживания (отдельную комнату или ее часть, отдельную кровать, места для занятий и игр);
- обеспечивает уход и надзор за ребенком (детьми), безопасность ребенка (детей), удовлетворение его (их) основных жизненных потребностей;
- организует досуг ребенка (детей);
- с согласия руководителя организует общение с братьями, сестрами, родителями, другими членами семьи ребенка (детей);
- обеспечивает сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
- не препятствует общению специалистов учреждения, органа опеки и попечительства и (или) уполномоченных им органов и организаций с ребенком, переданным ему на патронатное воспитание;
- формирует у ребенка (детей) позитивный опыт жизни в семье, навыки общения в социуме, готовит ребенка (детей) к социализации в обществе, развивает самостоятельность;
- определяет способы воспитания ребенка (детей) с учетом рекомендаций специалистов учреждения;
- с учетом мнения ребенка (детей) и в соответствии с его (их) интересами с согласия руководителя организует оздоровление ребенка;
- немедленно информирует руководителя о возникновении неблагоприятных условий для содержания и воспитания ребенка (детей), случаях заболевания ребенка и травмах, полученных ребенком, совершении ребенком правонарушений или преступлений, нарушении прав и законных интересов ребенка, самовольном уходе ребенка из семьи патронатного воспитателя;
- контролирует сохранность имущества, переданного вместе с ребенком (детьми), распоряжается в интересах ребенка (детей) суммами, передаваемыми на его (их) питание;
- в период пребывания в семье патронатного воспитателя оказывает ребенку, достигшему возраста 14 лет, содействие при осуществлении им своих прав и обязанностей, а также охраняет его от злоупотреблений со стороны третьих лиц;
- обеспечивает получение ребенком (детьми) необходимой медицинской помощи в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка (детей) и сохранение известной ему информации, составляющей врачебную тайну, в отношении передаваемого ему на патронатное воспитание ребенка;
- не допускает вывоза ребенка за пределы Республики Беларусь без письменного согласия руководителя на выезд ребенка (детей) за пределы Республики Беларусь и приказа управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения о разрешении выезда из Республики Беларусь несовершеннолетнего на определенный срок без сопровождения его законного представителя;
- осуществляет иные не противоречащие законодательству Республики Беларусь права и обязанности
Ссылка: http://child.edu.by/main.aspx?guid=2823
Опека и попечительство над детьми – наиболее традиционные формы семейного устройства.
Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.
Несмотря на то, что опекун исполняет свои обязанности безвозмездно, он не обязан содержать ребенка, находящегося под его опекой, за счет собственных средств. На содержание подопечного ребенка опекун, попечитель получает ежемесячные денежные средства.
Опекун имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его физическом развитии и обучении. Важно, чтобы опекун мог создать для подопечного необходимые бытовые условия, обеспечить надлежащий уход и лечение, защитить при необходимости права и законные интересы ребенка. Опекун не должен препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если такое общение соответствует интересам ребенка. Нескольким детям может быть назначен один опекун, если их интересы не находятся в противоречии. Опекун и подопечный ребенок должны проживать совместно.
Цели установления опеки
Опека и попечительство устанавливается для воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для защиты личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов этих детей.
Кто может стать опекуном
Опекуном может стать совершеннолетний гражданин,
- не имеющий судимости за умышленные преступления, не осуждавшийся ранее за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- не страдающий хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией; не имеющий заболеваний, препятствующих выполнению функций опекуна, попечителя (перечень заболеваний, при наличии которых лица не могут быть опекунами и попечителями, установлен Министерством здравоохранения Республики Беларусь);
- не лишавшийся судом родительских прав;
- не признававшийся судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- не отстранявшийся от обязанностей опекуна, попечителя, усыновителя за ненадлежащее выполнение возложенных обязанностей, а также тот, чьи дети не признавались нуждающимися в государственной защите.
Как стать опекуном
Если Вы хотите стать опекуном, необходимо:
Шаг 1.
Представить в управление (отдел) образования по месту жительства:
заявление;
паспорт, или иной документ удостоверяющий личность;
автобиографию кандидата в опекуны;
медицинскую справку о состоянии Вашего здоровья, а также членов Вашей семьи
одну фотографию размером 30 х 40 мм;
свидетельство о заключении брака (если состоите в браке);
письменное согласие совершеннолетних членов семьи, проживающих совместно с Вами.
Шаг 2.
В течение месяца управление (отдел) образования сделает соответствующие запросы в учреждения и организации, располагающие сведениями о Вашей правоспособности быть опекуном, попечителем, изучит уклад жизни и традиции Вашей семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценит готовность всех членов вашей семьи удовлетворить основные жизненные потребности ребенка, и вынесет заключение, о том, можете ли Вы стать опекуном.
Шаг 3.
Вы сможете познакомиться с будущим подопечным ребенком по направлению управления (отдела) образования. Специалисты учреждения, в котором находится ребенок, ознакомят Вас с историей ребенка, его состоянием здоровья и другой информацией, имеющей важное значение для ребенка и для Вас.
Шаг 4.
Если в результате знакомства с ребенком у Вас установился контакт, и Вы приняли решение о принятии этого ребенка в свою семью, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования с заявлением об установлении опеки над данным ребенком.
Шаг 5.
С момента принятия решения органа опеки и попечительства о назначении Вас опекуном ребенка, Вы исполняете права и обязанности опекуна. На основании решения органа опеки и попечительства Вы сможете забрать ребенка из учреждения, в котором он находится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Вам необходимо знать, что Ваш подопечный будет состоять на учете в управлении (отделе) образования по месту жительства, со дня установления опеки до совершеннолетия ребенка или до принятия решения об освобождении Вас от обязанностей опекуна. Освободить от обязанностей опекуна Вас могут по разным причинам: при усыновлении ребенка, при возвращении ребенка на воспитание родителям. Также Вы можете быть освобождены от обязанностей опекуна по Вашей личной просьбе, если орган опеки и попечительства признает, что эта просьба вызвана уважительными причинами.
Ссылка: http://child.edu.by/main.aspx?guid=2763
Алгоритм принятия ребенка в приемную семью,
детский дом семейного типа
Приемная семья, детский дом семейного типа (ДДСТ) – это формы профессиональной семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей, временно устроенных в семьи.
Приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ – граждане, принятые на работу в управление (отдел) образования для выполнения обязанностей по уходу, воспитанию в своих семьях детей, оставшихся без попечения родителей, на основании срочных трудовых договоров. Приемные родители и родители-воспитатели получают заработную плату за труд по воспитанию детей, принятых в свои семьи. В приемную семью помещается до 4 –х детей, в ДДСТ от 5-ти до 10 детей.
Вопросы создания и функционирования приемной семьи и детского дома семейного типа регулируются Положениями о приемной семье и ДДСТ, утверденными постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 № 1678 и от 28.02.2006 № 289 соответсвенно.
Для детей, утративших родные семьи, помещение в приемные семьи и ДДСТ – это возможность:
- реализовать свое право на воспитание в семье независимо от возраста, состояния здоровья, наличия негативного жизненного опыта, отклонений в развитии, поведении и правового статуса;
- не утрачивать родственные связи и возможность общаться с родными братьями и сестрами;
- жить и воспитываться в своем городе, районе, продолжать посещать тот же детский сад, школу, профессиональное училище и др.;
- общаться с биологическими родителями и близкими родственниками (бабушками, дедушками), если это не противоречит интересам детей;
- успешнее социализироваться в обществе;
- быть усыновленными (при наличии правового статуса);
- получить своевременную защиту своих прав и законных интересов.
Кто может стать приемным родителем, родителем-воспитателем ДДСТ?
Приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа могут быть дееспособные лица обоего пола, за исключением:
- лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть приемными родителями, родителями-воспитателями детского дома семейного типа, детской деревни (городка);
- лиц, лишенных родительских прав;
- бывших усыновителей, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей;
- лиц, отстраненных от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- лиц, имеющих судимость, а также лиц, осуждавшихся за умышленные тяжкие или особо тяжкие преступления против человека;
- лиц, дети которых были признаны нуждающимися в государственной защите в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением данными лицами своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;
- лиц, лишенных права заниматься педагогической деятельностью или не имеющих права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
На должности приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа назначаются лица, освоившие соответствующие образовательные программы обучающих курсов дополнительного образования взрослых. Подбор приемных родителей, родителей-воспитателей детского дома семейного типа осуществляется органами опеки и попечительства.
Приветствуется наличие у кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели педагогического, психологического, медицинского образования, а так же положительного опыта воспитания и социализации родных и усыновленных детей. Важно, чтобы кандидат был настроен на саморазвитие, повышение профессионального уровня и родительской компетенции.
Приемными родителями, родителями воспитателями не могут быть близкие родственники детей – братья, сестры, дед, бабка, а родителем-воспитателем не могут стать граждане моложе 25 лет.
Как стать приемным родителем, родителем – воспитателем ДДСТ?
Если Вы хотите стать приемным родителем, родителем воспитателем ДДСТ необходимо:
Шаг 1. представить в управление (отдел) образования по месту жительства:
- заявление.
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ;
- свидетельство о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ состоит в браке;
- медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в приемные родители, родители воспитатели, а так же членов в семьи кандидата в приемные родители;
- письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, родители-воспитатели ДДСТ, проживающих совместно с ним;
- сведения о доходе за предшествующий год.
Шаг 2.
Управление (отдел) образования в 5-дневный срок со дня Вашего обращения запрашивает из компетентных органов необходимые о Вас сведения (запросы направляются в управление внутренних дел, суд). Специалисты управления (отдела) образования обследуют условия Вашей жизни, изучат личностные особенности, уклад и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценят готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, что отразят в акте обследования условий жизни кандидатов в приемные родители, родители – воспитатели.
Шаг 3
Управление (отдел) образования организует для кандидатов в приемные родители, родители-воспитатели обучающие курсы, по программам, рекомендованным Министерством образования. Освоение образовательной программы обучающих курсов является обязательным условием для рассмотрения органом опеки вопроса о передаче детей на воспитание в приемную семью и ДДСТ.
Шаг 4.
Кандидаты в приемные родители, родители-воспитатели, прошедшие обучающие курсы и получившие справку об обучении могут быть ознакомлены с условиями трудового договора, договора об условиях воспитания и содержания детей.
Шаг 5.
Управление (отдел) образования предоставляет кандидатам в приемные родители, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в приемную семью на территории района и выдает направление для знакомства с ними. Познакомиться с детьми, на которых выдано направление, можно в том учреждении, где они находятся – в больнице, доме ребенка, детском доме, социально-педагогическом центре, школе-интернате или другом учреждении, расположенном на территории Вашего района .
Кандидатам в родители-воспитатели, имеющим жилое помещение, обеспечивающее не менее 15 квадратных метра на одного члена семьи и воспитанника, предоставляются сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в ДДСТ на территории района, и выдается направление на знакомство с ними.
Если, необходимое для создания ДДСТ жилое помещение отсутствует, управление (отдел) образования информирует кандидатов в родители-воспитатели о возможности участвовать в конкурсе на должность родителя-воспитателя, в случае наличия жилого помещения в городе (районе) для создания ДДСТ. Кандидаты в родители-воспитатели, успешно прошедшие конкурс, получают в управлении (отделе) образования направление на знакомство с детьми.
Шаг 6.
После выненсения местными исполнительными и распорядительными органами решений о передаче ребенка (детей) в приемную семью, создании детского дома семейного типа, управление (отдел) образования заключает с приемным родителем и родителем-воспитателем договор об условиях воспитания и содержания детей и трудовой договор. Срок трудового договора зависит от срока, на который ребенок передается приемному родителю, родителю-воспитателю. С этого момента Вы становитесь членом трудового коллектива управления (отдела) образования. Вас обязательно ознакомят с должностными обязанностями, Правилами внутреннего трудового распорядка, Коллективным договором.
Ссылка: http://child.edu.by/main.aspx?guid=2113
УСЫНОВЛЕНИЕ РЕБЕНКА: шаг за шагом
ШАГ 1
Вам необходимо пройти медицинское обследование и получить в государственной организации здравоохранения медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в усыновители.
Получить по месту работы справки о занимаемой должности и заработной плате за предшествующий усыновлению год.
Получить в жилищно-эксплуатационной службе по месту жительства копию лицевого счета, либо сделать копию с документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
С паспортом или иным документом, удостоверяющим личность и вышеуказанными документами Вы должны обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства с письменным заявлением о выдаче акта обследования условий жизни усыновителя (усыновителей), (далее - акт обследования).
При обращении супругов необходимо приложить нотариально заверенную копию свидетельства о браке, либо заверенную непосредственно управлением (отделом) образования.
ШАГ 2
Управление (отдел) образования в течение одного месяца со дня Вашего обращения проводит обследование условий жизни кандидатов в усыновители, изучает личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивает готовность всех членов семьи удовлетворить жизненные потребности детей, проводит либо организуют психологическую подготовку и диагностику кандидатов в усыновители.
По желанию кандидатов в усыновители психологическая подготовка и диагностика может осуществляться специалистами Национального центра усыновления по направлению управления (отдела) образования.
Психологическая подготовка и диагностика кандидатов в усыновители занимает 1-2 месяца и включает в себя собственно психологическую диагностику, а также обязательные занятия (как правило в группе) по подготовке к выполнению родительских функций по отношению к усыновляемому ребенку «Родительская компетентность: механизмы и закономерности формирования».
В работе психолога используются такие методы как беседа, анкетирование, психологическое тестирование, некоторые техники семейного консультирования (техники рефлексивного общения, активного слушания, рефлексирование переживаний и чувств клиента), элементы игровой, семейной психотерапии.
Первая встреча занимает примерно 2-3 часа, и включает в себя первичное собеседование и компьютерную диагностику. Затем каждый супруг в отдельности приглашается на индивидуальное собеседование.
Занятия в группе начинаются по мере ее формирования (минимум четыре семьи) и включают в себя 5 встреч, в будние дни, рабочее время (9.00 - 18.00), длительностью 3-3,5 астрономических часа.
Результаты психологической диагностики оформляются по форме, утверждаемой Министерством образования РБ (Приложение 1 к постановлению МО РБ 12.03.2007 № 20).
ШАГ 3
По истечении одного месяца с момента Вашего обращения в управление (отдел) образования с необходимыми документами, Вам выдается акт обследования, в котором указывается готовность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, а также в числе иных, следующие сведения:
- о наличии либо отсутствии судимости у кандидатов в усыновители;
- о том, лишались ли он родительских прав, были ли ограничены в родительских правах, было ли ранее в отношении них отменено усыновление, признавались ли недееспособными или ограниченно дееспособными;
- о том, отстранялись ли они от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
- о том, не признавались ли ранее дети кандидатов в усыновители нуждающимися в государственной защите;
- о состоянии пожарной безопасности жилого помещения, находящегося в собственности или во владении и пользовании кандидата в усыновители.
Данные сведения запрашиваются управлением (отделом) образования самостоятельно.
ШАГ 4
Если в выданном Вам акте обследования содержится положительное заключение, можно приступать к подбору ребенка для усыновления.
Управление (отдел) образования осуществляет подбор ребенка, соответствующего Вашему запросу только в детских интернатных учреждениях или организациях здравоохранения, находящихся на их территории.
Вы имеете право, предоставив акт обследования и документы выданные управление (отделом) образования обратиться в Национальный центр усыновления, где и будет осуществлен подбор ребенка из республиканского банка данных об усыновлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сведения банка данных об усыновлении (удочерении) детей представляются как в электронном виде, так и на бумажных носителях в форме личных карточек детей. Вы самостоятельно определяете, с каким видом информации о детях (в электронном виде или на бумажном носителе) Вам предпочтительнее и удобнее знакомиться.
ШАГ 5
Если Вы подобрали ребенка, Вам выдается направление для знакомства.
Перед знакомством с ребенком Вы будете проинформированы о ряде правил, которых целесообразно придерживаться.
Ваш первый контакт возможен? только в присутствии специалиста по охране детства и опекуна ребенка.
Вас обязательно ознакомят со всеми имеющимися сведениями о ребенке, а именно: о состоянии здоровья, возможном прогнозе развития, социально-правовом статусе, предоставляют информацию о родителях, наличии братьев, сестер, родственников у ребенка, их состоянии здоровья, особых потребностях ребенка, наличии оснований для получения пенсий, пособий и т.д.
Отказ от усыновления данного ребенка, не является препятствием для получения направление на знакомство с другим ребенком для усыновления.
ШАГ 6
Если принято решение об усыновлении именно этого ребенка, Вам необходимо обратиться в суд.
Заявление об усыновлении или удочерении ребенка подается гражданами Республики Беларусь, желающими усыновить ребенка, в районный (городской) суд по месту своего жительства или по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка.
В заявлении об усыновлении ребенка должны быть указаны:
- фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения и место жительства усыновителя (усыновителей);
- фамилия, собственное имя, отчество, дата рождения и место жительства (нахождения) усыновляемого ребенка;
- обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителя (усыновителей) об усыновлении ребенка.
В заявлении об усыновлении ребенка может содержаться просьба об изменении фамилии, собственного имени, отчества усыновляемого ребенка, даты его рождения в пределах одного года, места рождения усыновляемого ребенка в пределах Республики Беларусь, а также о записи усыновителя (усыновителей) в записи акта о рождении ребенка в качестве родителя (родителей).
К заявлению об усыновлении ребенка должны быть приложены:
- копия свидетельства о браке усыновителя (усыновителей) - при усыновлении ребенка лицом (лицами), состоящим (состоящими) в браке;
- документ, подтверждающий согласие одного из супругов на усыновление, - при усыновлении ребенка другим супругом;
- медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителя (усыновителей);
- акт обследования органа опеки и попечительства условий жизни усыновителя (усыновителей), содержащий в числе других сведений информацию о том, имел ли усыновитель на момент усыновления судимость за умышленные преступления, лишался ли родительских прав или был ограничен в них, признавался ли недееспособным или ограниченно дееспособным, отстранялся ли от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей, не было ли ранее в отношении его отменено усыновление;
- справка с места работы усыновителя (усыновителей) о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий усыновлению год;
- документ, подтверждающий право пользования усыновителем (усыновителями) жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
За рассмотрение судом заявления об усыновлении необходимо уплатить государственную пошлину в размере 2-х базовых величин.
Заявление об усыновлении рассматривается судом в течение пятнадцати дней со дня подачи в суд заявления усыновителя (усыновителей).
Дела об усыновлении ребенка суд рассматривает с обязательным участием самого усыновителя (усыновителей), представителя органа опеки и попечительства, прокурора. Дела об усыновлении рассматриваются судом в закрытом судебном заседании.
Суд, рассмотрев заявление об усыновлении ребенка по существу, выносит мотивированное решение об удовлетворении заявления об усыновлении либо об отказе в его удовлетворении. В решении суда должно быть указано об удовлетворении либо отказе в удовлетворении просьбы усыновителя (усыновителей) об изменении фамилии, собственного имени, отчества, даты и (или) места рождения усыновляемого ребенка, а также о записи усыновителя (усыновителей) в записи акта о рождении в качестве родителя (родителей) усыновленного ребенка.
В интересах ребенка при усыновлении его одним лицом в решении суда об усыновлении по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина, а также если один из родителей усыновляемого ребенка умер, то по просьбе родителей умершего родителя (деда или бабки ребенка) указывается о сохранении правоотношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя.
При удовлетворении заявленной просьбы взаимные права и обязанности усыновителя (усыновителей) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка.
ШАГ 7
При наличии у Вас вступившего в силу решения суда об усыновлении, либо в случае допущения судом немедленного исполнения такого решения, Вы можете забрать ребенка из места его нахождения.
Усыновленный ребенок передается усыновителям в сезонном комплекте одежды. Одновременно усыновителям передаются:
- свидетельство о рождении ребенка;
- выписка из истории развития ребенка (истории развития новорожденного) или о состоянии здоровья;
- информация о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения организации здравоохранения);
- документы об обучении (для детей школьного возраста);
- документы о родителях (копия свидетельства о смерти, решение суда и другие документы, подтверждающие отсутствие правоотношений родителей с ребенком);
- информация о наличии и местонахождении братьев и сестер;
- опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
- документ, подтверждающий наличие у ребенка жилого помещения (его части);
- иные документы, имеющиеся в личном деле ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вам необходимо знать, что в течение трех лет после усыновления не реже одного раза в год осуществляется обязательный контроль за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях усыновителей, Обследование условий жизни и воспитания ребенка проводится управлением (отделом) образования по месту жительства, может проводится также Национальным центром усыновления.
На каждого усыновлено ребенка управление (отдел) образования по месту фактического проживания усыновленного ребенка, формирует личное дело.
Для формирования личного дела усыновленного ребенка Вам необходимо предоставить управлению (отделу) образования:
выписку из решения суда об усыновлении;
копию нового свидетельства о рождении ребенка;
выписку из лицевого счета или справку о составе семьи с места жительства усыновителей.
Если Вы желаете получать ежемесячные денежные выплаты на усыновленного ребенка до достижения им 16-летнего возраста, Вам необходимо обратиться в управление (отдел) образования по месту жительства с письменным заявлением.
При перемене места жительства усыновленного ребенка Вы должны известить управление (отдел) образования, на территории которого Вы проживали, о необходимости прекратить ежемесячные денежные выплаты (если таковые осуществляются) и передать личное дело усыновленного ребенка в управление (отдел) образования по новому месту жительства.
Управление (отдел) образования по новому месту жительства усыновленного ребенка в двухнедельный срок со дня прибытия ребенка информирует об этом управление (отдел) образования по его прежнему месту жительства.
С Вашего согласия либо по просьбе к обследованиям условий жизни и воспитания усыновленных детей могут быть привлечены разные специалисты (педагог-психолог, педагог социальный).
Помните, что по любым вопросам жизни и воспитания усыновленного ребенка в семье, в любой момент Вы можете обратиться за консультативной психологической, юридической помощью в отдел (управление) образования и в Национальный центр усыновления.
Ссылка: http://child.edu.by/ru/main.aspx?guid=1681
Вернуться на главную страницу: https://chebotovichi.schools.by/