Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Лекторий для родителей

Дата: 10 мая 2022 в 23:10, Обновлено 13 мая 2022 в 21:05
Автор: Телеш Е. А.

Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно сказать, вековое явление – детскую жестокость. Практически в каждом классе есть дети, которые являются объектами насмешек, а иногда и открытых издевательств со стороны некоторых, а иногда и всех учеников класса. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости подростков.

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">Лекторий для родителей</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="4">«Буллинг в школе. Причины, профилактика, помощь»</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Буллинг </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">– это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Прежде чем перейти к разработке эффективных методов разрешения проблемы буллинга, следует изучить  виды,  причины и возможные проявления данного явления во всем их многообразии.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Выделяют следующие виды буллинга:</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Психологическое (моральное) насилие:</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">1. Вербальный - </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться </font></font></font><font color="#000000"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">взрослым</font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву,  оскорбления, обзывательства, клички.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2</font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">.  </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Социальное исключение </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">- бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребёнком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой).</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">3. Кибербуллинг</font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> – публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайне (подвержены до 30% школьников 12-15 лет). Распространение в последнее время получает троллинг — размещение в Интернете (на форумах, в дискуссионных группах, блогах и др.) провокационных сообщений с целью вызвать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.</font></font></font>

<font color="#212121"> <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Физическое насилие </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">избиение, нанесение удара, порча и отнимание вещей, воровство и  др.</font></font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">По различным источникам наиболее распространен первый вид буллинга:</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">словесная травля (оскорбления, злые шутки, словесные провокации, обзывания, непристойные шутки и т.д.). </font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как показали исследования – в младших классах частота встречаемости случаев буллинга  выше, более распространен среди мальчиков, снижается к 14-15 годам, кибербуллинг наиболее распространен среди подростков 13-15 лет, в большей степени характерен для девушек.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Основные характеристики буллинга:</font></font></font>

  1. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Умышленность</font></font></font>

  2. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Регулярность</font></font></font>

  3. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Неравенство сил</font></font></font>

  4. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Групповой процесс (затрагивает широкий круг участников)</font></font></font>

  5. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Негативное психологическое воздействие на всех участников.</font></font></font>

  6. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Не заканчивается сам по себе.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">По статистике,  больший процент детей за помощью при буллинге  не обращаются:</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">62%  детей не рассказывали о буллинге</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">24% делились с друзьями</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">2% рассказали родителям</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Почему ребенок не обращается за помощью?</font></font></font>

  1. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Хочет справиться с этим самостоятельно</font></font></font>

  2. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Боится реакции от обидчика</font></font></font>

  3. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Опасается, что накажут за слабость</font></font></font>

  4. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чувствует, что никто о нем не заботится</font></font></font>

  5. <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Опасается, что их сверстники отвергнут.</font></font></font>

<font color="#212121"> <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Распределение ролей в буллинге</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как уже упоминалось выше, буллинг – всегда коллективное явление. Детей, которые осознанно или невольно принимают в нем участие можно разделить на четыре категории: </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">инициаторы, преследователи, наблюдатели, жертвы.</font></font></font>
<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Инициаторами  </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">выступают один-три ребенка, их цель самоутвердиться, обрести авторитет в коллективе, поэтому они используют агрессивные рычаги. В ряде случаев поводом к насилию может служить личная неприязнь или тщательно спланированная месть в отношении другого ребенка. Зачинщики демонстративно задирают, высмеивают или игнорируют одного или нескольких участников группы. Они стремятся к вниманию, желают занять роль лидера класса. </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чаще всего это</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">-дети, страдающие  от насилия в своей семье и  компенсирующие свои страдания насилием над самым слабым в классе;</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">-школьники, стремящиеся к лидерству, власти, самоутверждению за счет других;</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">-легко  возбудимые  и очень импульсивные, с агрессивным поведением дети;</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">-часто нарушающие дисциплину;</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">-склонные обвинять других в своих проблемах;</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">-физические сильные дети.</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Жертвой или объектом буллинга </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">часто становятся:</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">робкие, тихие дети,</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">нередко физически слабые,</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">дети с нестандартной внешностью,</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">особым прилежанием в учебе,</font></font></font>

  • <font color="#212121"> <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">чувствительные, не способные постоять за себя, продемонстрировать уверенность,  отстоять ее</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">талантом в определенной области или, напротив, плохой успеваемостью и прогулами,</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">дети с заниженной или наоборот с завышенной самооценкой.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Жертвой буллинга может стать любой ученик.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Возможные роли непопулярных школьников:  «Шут», «Козел отпущения», «Покорная жертва», «Раб», «Белая ворона» «Озлобленные», «Непопулярные», «Агрессоры»: агрессор-нападающий, отвергаемый агрессор, «Ябеды»</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">и</font></font></font>м свойственна отрицательная «Я-концепция», часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными людьми;

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">могут находиться в одиночестве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">страдают от низкого чувства собственного достоинства;</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">интроверты, с плохо развитыми коммуникативными навыками;</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">сверхагрессивные и эмоционально нестабильные; </font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">легко раздражаются и впадают в состояние гнева, поддаются провокациям; </font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">не способны правильно интерпретировать намерения или высказывания;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">не используют агрессию в качестве инструмента для достижения цели; </font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">используют агрессию в качестве мести;</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Возможные последствия для жертвы:</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">социальная изоляция, ассоциальное поведение, тревожные расстройства, психосоматика, риск суицида.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Свидетели</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">подкрепляют действие буллера (улыбками смешками, поддакиванием); могут подначивать, провоцировать</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">в целом одобрительно относятся к поведению доминирования и унижению слабых</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Эффект свидетеля проблемной ситуации в том, что  они не пытаются помочь пострадавшим.  Чем больше очевидцев, тем меньше шансов, что начнут помогать пострадавшему.</font></font></font>

<font color="#212121"> <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Защитники</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Наличие даже ОДНОГО противника буллинга</font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font></font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">в классе может изменить ситуацию к лучшему.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если защитников несколько и с их мнением в классе считаются — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Основные характеристики защитников:</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Устойчивая система ценностей.</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Представление о самом себе с преобладанием позитивных установок относительно собственной личности</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Способность самостоятельно регулировать свое поведение;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Оптимистический эмоциональный фон.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если ваш ребёнок:</font></font></font>

  • <font color="#212121"> <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">возвращается из школы подавленным;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">часто плачет без очевидных причин;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">очень мало говорит о своей школьной жизни;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">одинок, его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В этом случае, возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга.</font></font></font>

<font color="#212121"> </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Что предпринять родителям в ситуации, когда ребёнок подвергся буллингу?</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая, а сейчас порой и отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (современного мобильного телефона и т.д.).</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу и вместе найти пути выхода из сложившийся ситуации;</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Успокоить и поддержать ребёнка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Выражайте сочувствие без оценок и     комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно. Сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу.</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Выступайте на ближайшем родительском собрании: старайтесь не обвинять, а призывать родителей объединить усилия для того, чтобы травля не стала традицией в классе.</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.</font></font></font>

<font color="#212121">•</font><font color="#212121">         </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Зная причины и последствия буллинга, уважаемые родители, примите правильное решение и все необходимые меры, чтобы ваш ребёнок был полноценной личностью нашего общества.</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если ваш ребенок — обидчик</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если вы узнаете о том, что ваш ребенок — обижает и травит других, то первым вашим импульсом будет строго наказать его. Скорее всего, это будет просто разовая мера и не только не решит ситуацию, но еще и усугубит ее. Если ваш ребенок обижает других, то вам необходимо:</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">остановить ребенка-обидчика,</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">создать обстановку, в которой он пересмотрит свое поведение. Наказание не исправят плохого поведения, зато уничтожат доверие между ребенком и взрослым.</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Вам нужно попытаться  заменить желание ребенка причинять вред другим желанием быть добрым к другим.</font></font></font>

<font color="#212121">       <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как этого добиться?</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Позвольте ребенку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Сфокусируйтесь на том, что привело ребенка к такому поведению, помогите ему понять, что беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.</font></font></font>

  • <font color="#212121"> <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Постарайтесь не дать возобладать над вами чувству стыда за то, что делает ваш ребенок.</font></font></font>

  • <font color="#212121"> <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Говорите с ребенком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые вы задавали бы, если бы он был жертвой буллинга.</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Так вы преодолеете его защитную реакцию и поймете истинную его мотивацию, вы сохраните контакт с ребенком и поможете ему самому разобраться в себе.</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Помните, что к такому поведению ребенка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните — это поведение плохое, а не ребенок. Говорите ему, что вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Развивайте эмпатию.</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Повышайте уровень информированности детей о роли, которую они играют в буллинге</font></font></font>

<font color="#212121"> </font><font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">И что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Наладить контакты с учителями и одноклассниками;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Приглашать одноклассников в гости, особенно тех кому он симпатизирует;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Создать эмоционально-благоприятную атмосферу  в семье, вовлечение   ребенка в совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи), восстановить или завести традиции и ритуалы в  семье (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимайте и целуйте  и т.д. );</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Внимательное  отношение  к эмоциональному состоянию ребенка;</font></font></font>

  • <font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Просмотр художественных фильмов, чтение художественной литературы, раскрывающей проблему буллинга, с последующим обсуждением;</font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Прикасайтесь к подростку как можно чаще- берите за руку, обнимайте, гладьте по голове.  Говорите что вы любите.  Ребенок будет чувствовать себя любимым.</font></font></font>

<font color="#212121"> </font>

<font color="#212121">  <font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Некоторые дети, столкнувшись с проблемой буллинга, испытывают настолько выраженные муки и страдания, что практически утрачивают все свои навыки и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в тщательно продуманном терапевтическом вмешательстве. Программа вмешательства может включать поддержку в стенах школы или направление в какую-либо внешнюю службу поддержки. Так, например, возможны контакты с социальной службой, судебными органами или службой телефона доверия для детей «Детская линия». </font></font></font>

<font color="#212121"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Советы родителям </font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как вывести ребенка на диалог</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Чтобы понять, что творится у ребенка в школе или любом другом детском коллективе, важно выделять время на такие разговоры. Не сваливаться вдруг с вопросом «С кем ты дружишь в школе?», когда ребенок уже в 5-м классе, а регулярно обсуждать, как прошел день, что было приятного, что не понравилось. В любых отношениях доверие строится поступательно. Если у вас есть контакт и подобные разговоры – часть семейной культуры общения, ребенок сам расскажет о сложностях с одноклассниками. Если же такой культуры нет, начните вводить ее как можно скорее. Здесь важно не давать никаких оценок. Часто родители считают своим долгом оценить полученную от ребенка информацию, сопроводив ее наставлениями. Это работает до определенного возраста, но когда ребенок начинает чувствовать себя взрослым, он перестает воспринимать нотации, отвечает «Все нормально» и уходит в свою комнату.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Что важно в первую очередь</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Важно проговорить с ребенком ситуацию, расспросить, что именно случилось, и отнестись серьезно к его словам, дав понять, что вы понимаете его боль. Скажите ребенку, что это неправильно и так не должно быть. Важно донести до ребенка, что психологическое насилие – это тоже насилие, и уязвленные чувства маленького человека обоснованы. Сейчас ему важно, чтобы его поняли и приняли.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Как вести беседу</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Слушайте внимательно, не перебивайте, задавайте простые вопросы: «Что было потом? Что ты ответил?» Скорее всего, вы будете испытывать весь спектр негативных чувств, но ребенку важно видеть, что вы можете спокойно принять эту информацию и так же спокойно начать решать проблему. Реакция родителя иногда страшнее, чем произошедшее. Резюмируйте сказанное, проявив эмпатию: «Вы были в зале, Ваня тебя толкнул, Саша тоже. Это очень неприятно. Представляю, как ты себя чувствовал». Подчеркните, что дело не в нем: «Ты же понимаешь, что он так поступил не потому, что ты медленно бегаешь, а потому что у него, скорее всего, какие-то проблемы дома. Но это не дает ему права так себя вести». Предложите помощь, чтобы ребенок знал, что вы на его стороне и он под защитой. Обсудите, что вам нужно будет поговорить с учителем, с разрешения ребенка.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Объясните ребенку, что дело не в нем</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Насилие одного человека над другим происходит, потому что первому нужно избавиться от негативных чувств, вызванных проблемами в его жизни. Подчеркните, что причина агрессивного поведения – в личной жизни агрессора, а не в личности вашего ребенка. Подобный разговор возвращает человеку уверенность в себе, а это уже серьезная степень защиты и профилактика возможной травмы от ситуации.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Поблагодарите за откровенность</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Возможно, ребенку было нелегко это сказать. Скажите ему: «Спасибо, что доверился мне, я это ценю». Обратите внимание ребенка на то, что никто не должен терпеть насилие, и он не обязан молчать и отказываться от защиты взрослых только потому, что агрессор считает это трусостью. Мы же обращаемся за помощью, когда нам тяжело нести сумку или когда не можем решить задачу. Ситуацию с буллингом тоже сложно решить в одиночку. Это не честный поединок, а жестокость.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Обсудите, как ребенку вести себя, когда он один</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В европейских школах детей учат простым шагам. Если им что-то неприятно, они выставляют вперед руку и говорят: «Стоп, мне это неприятно». Казалось бы, простая фраза, но она часто обезоруживает агрессора: он понимает, что его поведение не достигает цели.</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Дети нередко стараются понравиться тем, кто их обижает, и это только провоцирует агрессора. Поэтому, если травля продолжается, рекомендуют физически дистанцироваться от группы, стараться заводить друзей и держаться поближе к ним. Собрав вокруг себя команду, можно отпугнуть агрессора.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Поговорите с учителем</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Травля — это проблема всего класса, и учитель, несомненно, главная фигура в образовательном процессе. Нужно спокойно побеседовать с учителем, описать свое видение со слов ребенка, рассказать о его эмоциональном состоянии и спросить мнение преподавателя. Разговор ни в коем случае не должен носить обвинительный характер, потому что агрессия вызовет ответную агрессию. Договоритесь о следующих, возможно, совместных шагах.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если ничего не помогает</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если ситуация не меняется, ведите записи, делайте фотографии поврежденного имущества (порванный рюкзак или тетрадь). Если это кибербуллинг и травля происходит в Сети, делайте скрины. Поговорите с родителями других учеников — возможно, их дети тоже подвергаются насилию. В таком случае вы сможете действовать сообща. Идите к директору, подавайте письменные обращения и принимайте ответы в такой же форме. Проблему буллинга должна решать школа.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Почему ребенку бывает сложно рассказать родителям, что он стал жертвой травли</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Родители могут согласиться с обидчиком</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Я признаюсь, что меня зовут толстым/лохом/очкариком, и мама мне опять напомнит о том, что надо меньше есть/по-другому одеваться/не сидеть близко к компьютеру». Если вы регулярно ругаете ребенка, он побоится идти к вам с очередной проблемой. Позитивное подкрепление — очень важный фактор в отношениях. Оно основано на том, что во время общения с ребенком вы делаете фокус не на плохом, а на хорошем: не ругаете его за не вынесенный мусор, а хвалите, что помыл тарелку. После хороших слов можно так же по-доброму напомнить: «Мусор не забудь выкинуть, пожалуйста». Так ребенок не будет бояться сказать вам, что в школе указывают на его больные точки. Он не станет ожидать от вас того же.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Могут упрекнуть в несостоятельности</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">«Я скажу, а мама и папа назовут меня слабаком, трусом, скажут, что я не могу дать сдачи». Больно и страшно получить еще один упрек, когда тебе и так плохо. Буллинг – это всегда большинство против меньшинства, поэтому ребенок действительно не может за себя постоять. Если родители будут ожидать от него ответного насилия, к страху идти в школу добавится страх возвращаться домой: ребенок будет думать, что он не смог оправдать возложенных на него ожиданий. Посыл «дай сдачи» — это побуждение к агрессии, а любая агрессия вызывает ответную. Конечно, есть шанс, что, ударив противника или обозвав его другим жестоким словом, ребенок эту агрессию остановит, но это, скорее всего, временное явление.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Они обесценят чувства</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Родители не знают, как реагировать на боль ребенка, и потому нередко ее обесценивают. Кажется, что, сказав: «Они дураки, не обращай внимание», мы снизим градус трагизма. Это похоже на ситуацию, в которой маленький ребенок падает, а родители успокаивают его словами: «Ну ничего же не произошло. Ты совсем не ударился». На самом деле получается обратная ситуация: ребенку плохо, а мы таким образом говорим ему, что его чувства не  значимы.</font></font></font>

<font color="#010101"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Страх, что родители пойдут разбираться</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Ребенок боится, что вмешательство родителей приведет к еще большему позору и буллингу. Он не скажет о своих больных точках, если не рассчитывает на понимание с вашей стороны. У него должен быть опыт позитивных разговоров на сложные для него темы, чтобы он не побоялся прийти к вам с темой травли. В большинстве случаев нужно спокойно принимать его проблемы, выслушивать их и не давить нравоучениями. Только так можно выстроить доверие.</font></font></font>

<font color="#2a2a2a"><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Советы родителям</font></font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">В целях повышения уровня уважения к своему ребёнку в кругу его сверстников, родителям важно научить ребёнка без страха воспринимать своих одноклассников, ведь у них тоже есть свои проблемы. Родителям необходимо поддерживать контакты с педагогами школы и одноклассниками ребёнка, участвовать в классных совместных мероприятиях, в которые вовлекаются и родители. В случае, если у родителей есть свои увлечения, интересные детям, рассказать о них одноклассникам ребёнка. Это может способствовать повышению престижа личности вашего ребёнка в коллективе сверстников.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Поощряйте намерения ваших детей приглашать одноклассников в гости, а особенно тех, кому они симпатизируют. Детям необходимо присутствие в их жизни людей, которые не дадут их в обиду и могут выступать защитой. Наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ребёнку группа сверстников, а так как нападки чаще происходят не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе, то такая группа детей сможет при необходимости его поддержать и защитить.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Способствуйте формированию адекватной самооценки ребёнка, её повышению за счёт похвалы ребёнка за реальные достижения.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Если профилактические меры не помогли, и ваш ребёнок оказался жертвой буллинга, вам, как родителям, необходимо,</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">прежде всего, понять истинную причину произошедшего с ним, убедиться в том, что ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга, сообщить об этом педагогам школы и школьному психологу.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Важно сообща со специалистами найти пути выхода из сложившейся ситуации. Если ребёнок оказался сильно напуган и потрясён случившимся, можно на следующий день оставить его дома. В случае</font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3"> </font></font><font face="Times New Roman, serif"><font size="3">сильного пережитого стресса перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу, а в целях предупреждения развития посттравматического стрессового синдрома важно обратиться к специалистам: психологу или психотерапевту. Ни в коем случае не игнорируйте случившееся с ребёнком и не пускайте всё на самотёк.</font></font>

<font face="Times New Roman, serif"><font size="3">Уважаемые взрослые, создавайте надёжный тыл для детей своими действиями и психологически тёплыми отношениями с ними. Успехов вам в решении этих важных задач в формировании самодостаточных личностей.</font></font>

 Вернуться на главную страницу: https://chebotovichi.schools.by/

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.