Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Нарушение осанки; сколиоз

Дата: 22 мая 2022 в 20:03

Нарушение осанки; сколиоз

Нарушение осанки
Осанка – привычная поза человека в покое и (или) движении, манера держаться без особого напряжения.
Осанка считается правильной, если голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи – на одном уровне (развернуты и слегка опущены), лопатки прилегают к грудной клетке, кривизна позвоночника умеренно выражена, все части тела расположены симметрично. При правильной осанке голова держится прямо (лоб и подбородок в одной вертикальной плоскости), руки опущены, грудная клетка – слегка выпуклая, живот втянут, ноги умеренно разогнуты в коленных и тазобедренных суставах и перпендикулярны полу, стопы параллельны или слегка разведены в стороны.
  
Формирование осанки начинается в раннем детстве и заканчивается к моменту окончания роста. Вместе с тем, ее нарушения могут возникнуть при слабости мышц туловища в любом возрасте. Чаще всего это проявляется изменением формы спины.
Форма спины определяется, в основном, изгибами позвоночника. Для спины нормальной формы характерны физиологические изгибы:

  • в переднем направлении – лордоз - в шейном и поясничном отделах позвоночника;
  • в заднем – кифоз - в грудном и крестцовом отделах.

Правильно оформленные изгибы позвоночника создают хорошие условия для жизнедеятельности внутренних органов, позволяют ему успешно выполнять функцию опоры и амортизатора.
Позвоночник новорожденного ребенка не имеет изгибов. С 3 – 4 месяцев жизни, когда ребенок начинает хорошо держать голову, появляется шейный лордоз, с 6 – 7 месяцев жизни (ребенок садится) -  грудной кифоз, а когда ребенок начинает стоять и ходить – поясничный и крестцовый изгибы. 
Окончательная осанка формируется с наступлением половой зрелости.

Нарушение осанки в переднезаднем отделе (саггитальной плоскости) происходит по следующим причинам:
- слабое развитие мышечной системы, особенно мышц спины и живота;
- отсутствие систематической физической тренировки;
- наличие дефектов зрения;
- сон на кровати с мягкой подстилкой;
- неудобная мебель для приготовления уроков;
- перенесенный в раннем детстве рахит, частые простудные заболевания, туберкулезная инфекция.

При сглаживании естественных изгибов позвоночника образуется плоская спина. При резко выраженном грудном кифозе и сглаженном лордозе формируется круглая (сутулая) спина. Кругло-вогнутая (седлообразная) форма спины характеризуется резко выраженным грудным кифозом и поясничным лордозом. Круглая и кругло-вогнутая спина, помимо косметического изъяна, сопровождается снижением функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. При плоской спине отмечается снижение рессорной функции позвоночника, в результате чего происходят постоянные микротравмы головного мозга во время ходьбы, бега и других движений, приводящие к быстрому утомлению, а нередко – и к головным болям.

Нарушение осанки можно заподозрить у ребенка еще до 1 года жизни
по следующим признакам:
- Положение головы – в одну сторону;
- Естественные складки – асимметричны;
- Кормление – больше с одной груди;
- Ползание – кругами;
- Подкладывание ножки в положении сидя.

Основным средством профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка и уход за ним, начиная с первых месяцев после рождения. Прежде всего, необходимо правильно пеленать ребенка, оставляя его ножки и ручки свободными. Для профилактики врожденного вывиха бедра рекомендуется широкое пеленание. Укладывать ребенка в кроватку надо так, чтобы он видел что-нибудь интересное для себя с двух сторон. Если кровать стоит у стены и малыш все время поворачивает голову и смотрит в одну сторону, может произойти деформация черепа. До полутора месяцев, пока ребенок не научился удерживать голову, его следует носить в горизонтальном положении. Не рекомендуется преждевременно усаживать малыша, так как кости у маленьких детей очень гибкие, склонные к деформации, а мышцы еще слабые. Класть малыша на живот следует чаще, начиная с первого месяца жизни. Стараясь удержать голову, ребенок тем самым тренирует и укрепляет мышцы спины, что способствует предупреждению чрезмерного прогиба позвоночника назад. Обучая малыша ходьбе, не стоит тянуть его за ручку, держать ручки поднятыми вверх. Значительно удобнее родителям и полезнее малышу использовать «вожжи» (полотенце, пеленку).

Формирование правильной осанки зависит и от обуви ребенка. Она должна соответствовать размеру, быть с небольшим широким каблуком на кожаной подошве. Неправильно подобранная обувь может привести к плоскостопию, различным деформациям ног. А эта патология практически всегда приводит к нарушению осанки и сколиозу. Поэтому стопы нужно укреплять, используя специальные упражнения.

Если ребенок с детства не приучен к физическим упражнениям, редко бывает на свежем воздухе, мало двигается, он будет расти слабым, болезненным, что, в свою очередь, отразится на его осанке. Необходимо использовать различные средства закаливания, особенно воздушные ванны, обтирания.

На формировании осанки может неблаготворно отразиться и неправильно подобранная детская мебель. Высота сиденья детского стульчика должна равняться длине голени от подколенной ямки до пятки, стопа должна располагаться на полу, а не висеть в воздухе. Ширина сиденья должна составлять 2/3 длины бедра, чтобы в подколенной ямке не придавливались нервы и кровеносные сосуды. Спинка стула должна быть жесткой, прямой или вогнутой формы, а сиденье – с подогнутым книзу краем и небольшим наклоном назад. Твердая постель с низким изголовьем – основа хорошей осанки.

В 5 – 6-летнем возрасте в комплекс гигиенической гимнастики хорошо вводить упражнения с ношением предметов на голове, Хороши плавание, ходьба на лыжах. С этого же возраста необходимо следить за выработкой правильной осанки и организацией рабочего места.

Основной метод лечения патологической осанки – лечебная гимнастика, задачей которой является всестороннее физическое развитие, обеспечивающее умение правильно держать тело, развитие координации движения, воспитание навыка правильной осанки. Исправление различных нарушений осанки достигается с помощью  специальных упражнений, обучение которым осуществляет инструктор-методист кабинета ЛФК.

Немалая роль в лечении нарушений осанки отводится полноценному питанию, соблюдению ортопедического режима, массажу, закаливанию, плаванию. Нарушение осанки – это функциональное состояние, которое устраняется при соответствующем лечении.

Сколиоз.
Сколиоз – это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функций органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам.
Это заболевание длительное, с неопределенным течением и не всегда ясным прогнозом. Сколиоз правильнее называть сколиотической болезнью.
Проблема сколиоза уже давно привлекает большое внимание ученых и практиков здравоохранения нашей страны и за рубежом. 
На протяжении длительного периода времени на всех континентах земного шара, несмотря на улучшение материальных условий жизни, широкие меры профилактики, развертывание сети специальных учреждений для раннего лечения сколиоза, улучшение методов консервативного и хирургического лечения, число больных сколиозом не уменьшается. Из этого следует, что не факторы внешней среды (неправильно подобранная мебель, малоподвижный образ жизни, ношение тяжелых предметов в одной руке, неравномерная нагрузка на позвоночник) являются истинной причиной сколиоза. 
На 100 обследованных детей выявляют от 2 до 9 случаев сколиоза. Частота возникновения сколиоза среди девочек и мальчиков в раннем возрасте примерно одинакова. Однако у девочек сколиоз более склонен к прогрессированию (особенно в подростковом возрасте), поэтому в более позднем возрасте выраженная форма сколиоза у девочек встречается в 3 – 4 раза чаще, чем у мальчиков.
При диагностике сколиоза учитывают положение линии остистых отростков позвоночника, положение головы и очертание шейно-плечевых линий, симметричность треугольников талии, уровень стояния углов лопаток, наличие реберного выпячивания и мышечных валиков.

В зависимости от направления дуги искривления позвоночника различают лево-право- и S- образный сколиозы; по локализации – грудной, поясничный, тотальный; одновременное искривление назад и в сторону –кифосколиоз. По течению сколиоз делится на

  • не прогрессирующий,
  • медленно прогрессирующий,
  • быстро прогрессирующий.

Чем младше ребенок, тем тяжелее прогноз – сколиоз прогрессирует, пока ребенок растет.
Наиболее часто прогрессируют грудной и S- образный сколиозы. S- образный сколиоз косметически выглядит лучше, чем грудной, нарушения функции органов грудной клетки менее значительны.

Консервативный метод лечения включает общеукрепляющее лечение:
- полноценное, богатое белками и витаминами питание;
- режим разгрузки позвоночника;
- пребывание на свежем воздухе;
- занятия лечебной гимнастикой;
- лечебное плавание;
- массаж;
- закаливание;
- санацию хронических очагов инфекции.

Основной метод лечения сколиоза – лечебная физкультура, основной задачей которой является укрепление мышечного аппарата, улучшение дыхательной функции и общего состояния больного. При всех видах сколиоза 1 и 2 степени без прогрессирования искривления позвоночника ЛФК проводится в поликлинике.

Комплекс упражнений при сколиозе.

1.ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1. Ходьба на носочках 1 – 2 круга, руки можно вверх или на поясе, подбородок поднимаем.
2. Руки к плечам, круговые движения рук; 4 раз вперед, 4 раза – назад; 1 – 2 круга.
3. «Ножницы» руками, руки прямые; чередуем «ножницы» 2 раза – впереди и 2 раза – вверху; 1 – 2 круга.
4. Рывки руками, кулаки сжаты, руки прямые; 2 раза – вверху, 2 раз – внизу.
5. Руки в замок, прогибаемся на каждый шаг.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Исходное положение (И.п.) лежа на животе. Голова является продолжением туловища (не приподнята), колени не касаются пола, ноги поднимаются от бедра. Прежде чем начать упражнения, проверяем осанку.
2. Проверка осанки на животе:
Руки ставим вдоль туловища на локти, поднимаем туловище, делая упор на локти и на носочки ног; смотрим на носочки ног (если мы мысленно проведем линию через туловище, то линия должна пройти через голову и ноги).
3. И.п. лежа на животе. «Лодочка». Голова является продолжением туловища, ноги поднимаются от бедра, лицо смотрит в пол; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
4. И.п. лежа на животе:
на 1 – «Лодочка»,
на 2 – руки и ноги в стороны,
на 3 – «Лодочка», 
на 4 – опускаем руки и ноги. 
Дыхание не задерживаем; руки и ноги не касаются пола; 6 – 10 раз.
5. И.п. лежа на животе. Поднимаем левую руку, правую ногу. Голова поднимается вместе с рукой. Дыхание не задерживаем; 6 -10 раз.
6. И.п. лежа на животе. «Кроль» руками и ногами. Руки и ноги прямые, пола не касаются. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
7. И.п. лежа на животе. Руки за голову в замок. Поднимаем плечевой пояс – на раз, на два – опускаем. При поднятии максимально разводим локти в стороны. Ноги немного разведены и прижаты к полу. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз.
8. И.п. лежа на животе. «Ножницы» руками и ногами. Можно только руками или только ногами, Если только ногами, то руки кладем под подбородок. Руки и ноги прямые, пола не касаются. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
9. И.п. лежа на животе. Руки под подбородок. Поднимаем прямые ноги – на раз, на два – разводим в стороны, на три – соединяем ноги, на четыре – опускаем ноги. Руки не отрываем от пола. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз.
10. И.п. лежа на животе. Руками делаем имитацию плавания стилем «брасс», ногами – «кроль». Можно только руками, тогда ноги прижаты к полу. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов.
11. И.п. лежа на животе. «Железка». Руки за спиной в замок, лопатки соединены, ноги прямые, подняты от бедра. Держим туловище в напряжении. Руки выпрямлены в локтях, голова является продолжением туловища. Дыхание не задерживаем; 3 – 4 раза на 6 – 8 счетов. Переворачиваемся на спину. Проверка осанки на спине:
12. Руки -  вдоль туловища на локтях, поднимаем голову и смотрим на носочки ног, мысленно проводим через себя прямую линию. Только после проверки осанки начинаем делать упражнения.
13. И.п. лежа на спине. Поднимаем ноги и медленно на 2 – 4 счета – вверх, на 2 – 4 счета – вниз.
Положение рук:
а) под голову в замок; 
б) на пояс, локти прижаты к полу; 
в) в стороны, ладонями вниз; 
г) вверх в замок, вверх с мячом, вверх с гантелями. Дыхание не задерживаем. 3 -  8 раз.
14. И.п. лежа на спине. Поднимаем прямые ноги. На 1 – одну ногу, на 2 – вторую ногу, на 3 – держим, на 4 – опускаем. Положение рук можно менять (см. 10 упр.). Дыхание не задерживаем. Ноги прямые, в коленях не сгибаются. Ноги высоко не поднимаем; 3 – 8 раз.
15. И.п. лежа на спине. «Кроль» ногами. Ноги прямые, дыхание не задерживаем, ноги высоко не поднимаем; 2 – 3 раза на 4 – 8 счетов.
16. И.п. лежа на спине. На 1 – подняли ноги, на 2 – развели в стороны, на 3 – соединили, на 4 – опустили. Ноги прямые, колени не сгибаются, высоко не поднимаем, дыхание не задерживаем; 6 – 8 раз.
17. И.п. лежа на спине. «Ножницы» ногами. Ноги прямые, дыхание не задерживаем. Высоко ноги не поднимаем; 6 – 8 счетов.
18. И.п. лежа на спине. На 1 – поднять ноги, на 2 – согнуть в коленях, на 3 – выпрямить вверх, на 4 – опустить. Дыхание не задерживаем; 6 – 8 раз.
19. И.п. лежа на спине. «Велосипед» ногами. Каждая нога описывает круг. Дыхание не задерживаем; 2 раза по 10 счетов.
20. И.п. лежа на спине. Руки вверх. Касания прямых ног. В руках палочка, мяч, гантели. В ногах – мяч. Дыхание не задерживаем; 6 – 10 раз, до 15 раз. 

3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. И.п. лежа на спине. Руки – вверх, касаемся левой рукой правой ноги и наоборот. Ноги – прямые, дышим произвольно; 6 – 10 раз.
2. И.п. лежа на спине. Руки – вверх в замок, прижимаем руками к животу одну ногу, вторую, две вместе. В руках – палочка, мячик; 6 – 10 раз. Дыхание произвольное.
3. И.п. лежа на спине. Руки – под голову, ноги сгибаем в коленях, поднимаем вверх таз на раз, на два – опускаем. Плечи не отрываем от пола, ноги вместе; 6 – 10 раз.
4. И.п. стоя на коленях. «Маятник». Медленно отклоняемся назад и возвращаемся в И.п. Руки – вверх за голову, в замок, на пояс, руки с мячом, палочкой, гантелями; 6 – 10 раз.
5. Проверка осанки стоя:
Встать у стены; затылок, лопатки, ягодицы, пятки прижать к стене. Присесть, скользя по стене, затем встать.
Отходим от стены на шаг, чувствуя, что у нас за спиной стена,  - приседаем и встаем с ровной спиной.

Вернуться на главную страницу: https://chebotovichi.schools.by/

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.