Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

НЕДЕЛЯ ПРОФ.МАСТЕРСТВА

Дата: 29 марта 2024 в 10:43
Автор: Телеш Е. А.

Выступление учителя-дефектолога на общем родительском собрании в ДОУ.

Подготовила учитель-дефектолог

Телеш Наталья Николаевна

Добрый день уважаемые родители! Рада видеть Вас на нашем собрании. Я учитель-дефектолог в нашем детском саду.

Сегодня я хочу познакомиться с вами родителями и познакомить Вас со спецификой работы учителя-дефектолога (на речевых занятиях) в дошкольном учреждении.

Начну с того, что же такое логопедия и чем  занимается учитель-дефектолог в детском саду .

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Что такое «Речь?» - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи и нарушения звукопроизношения.

В детском саду работает кабинет учителя-дефектолога, который является центром коррекционного речевого развития, где проходят логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия. Логопедическая работа  в дошкольном учреждении, прежде  направлена на оказание коррекционной  помощи детям с речевыми нарушениями и детям ОВЗ.

Коррекционная работа проходит в следующем направлении:

  • Формирование стойких навыков правильной речи и положительной мотивации на занятиях.
  • Внедрение новых технологий, методов и приемов в коррекции речевых нарушений.
  • Профилактика нарушений устной и письменной речи.
  • Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы. Внедрение новых форм работы с родителями детей, имеющими речевые нарушения.

На логопедических занятиях с детьми охватывается широкий спектр задач по коррекции речи:

• формирование правильного звукопроизношения

• развитие подвижности органов речи

• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи

• совершенствование фонематических процессов, умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции

• совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в падеже, числе, употреблении слов с предлогами)

• обогащение, активизация словарного запаса (активный и пассивный словарь)

• развитие мелкой моторики, движений пальцев рук; подготовка руки к письму (пальчиковая гимнастика, театр БИ-БА-БО)

• развитие связной речи (составление предложений, рассказов по картинке, серии картинок, пересказ)

А теперь хочу познакомить со спецификой работы логопеда в ДОУ общеразвивающей направленности.

- логопедическая помощь оказывается детям с речевыми нарушениями без перевода в специализированную группу;

- логопедические занятия являются дополнительными (так как сад общеразвивающего вида). Логопед берет детей с любых занятий в группе в режиме дня.

Занятия индивидуальные, подгрупповые длительность занятия 15-20 мин. 1-2 раза в неделю.

Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

У каждого ребенка есть тетрадь для домашних заданий.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираете домой и приносите обязательно только в те дни, когда у ребенка занятие (в каждой тетради указано в какие дни занятия)

Хочу рассказать о каждом пункте заданий для домашнего выполнения

Первым пунктом в заданиях является артикуляционная гимнастика.

В каждой тетради вклеен комплект артикуляционной гимнастики.

Хотелось бы подробнее остановиться на этом пункте и рассказать вам:

Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего нужна она?

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Польза артикуляционной гимнастики:

- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

- увеличение амплитуды движений;

- снижение напряжённости артикуляционных органов;

- постановка правильного произношения звуков

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

- гимнастику нужно выполнять ежедневно 2 - 3  раза в день в течение 5-10 мин.

- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт 1-5-10, можно чередовать упражнения для переключаемости движений. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, без подергивания, иначе занятия не имеют смысла.

- можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение например: чайной ложкой, ватной палочкой, сушки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

2. Второй пункт – это самомассаж языка.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, а также в нормализация мышечного тонуса.

(«Покусай кончик языка»«Расческа»«Непослушный язычок»)

3. Упражнения для речевого дыхания.

Они позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать (показать пример «Сдуй снежинку» «Прокати карандаш», «Футбол», «Фокус»)

5. Как только речевой аппарат готов, ставится звук и начинается этап автоматизации звука

Введение звука в речь происходит постепенно. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно перед зеркалом, для зрительного самоконтроля самим ребенком, а  родители следят за правильностью уклада (артикуляционный уклад расписываю в тетради, затем исправленный звук мы закрепим в слогах, в словах, как только переходим к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку«Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Весь речевой материал (а это изолированный звук, слоги, слова, фразы, чистоговорки и. т. п.) должен быть отработан. Родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания).

5. Задания на развитие графомоторных навыков и мелкой моторики рук (рисование, штриховка, шнуровка, выкладывание ритмичного рисунка и пр.) выполняются карандашами и мелкими предметами (бусины, фасоль, камушки).

В детском саду в средней группе провожу дополнительные логопедические групповые занятия кружок «Азбука речи». Занятия проходят в игровой форме, еженедельно. На занятиях дети выполняют артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие речевого дыхания, развитие мелкой моторики пальцев рук, нейродинамические упражнения.

Во время занятий дома нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.

Также хотелось бы, чтоб вы понимали, что необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. 

Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице на прогулке, по дороге в детский сад наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком в настольные игры, собирайте мозаику, делайте поделки совместные, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочу заметить, что положительный результат, может быть, достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка родителейучителя-дефектолога, а некоторым нужна помощь невролога, психолога.

Уважаемые родители, вы всегда можете обратиться за консультацией, я с радостью отвечу на ваши вопросы.

Большая просьба не пропускать занятия и приносить тетради для домашних заданий.

И в заключении:

Я со своей стороны приложу максимум усилий для того, чтоб помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, но без Вас родители у меня ничего не получится. Прошу вас помогите своему ребенку.

Учитель-дефектолог только направляет, а основная работа ложиться на родителей.

Спасибо за внимание!

Если есть вопросы, готова на них ответить.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.