Уважаемые коллеги!
С 23 января 2016 г. вступают в силу новации Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц». Позвольте еще раз акцентировать ваше внимание на отдельных новациях Закона.
Статья 1 Закона.
Повторное обращение - письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление);
Комментарий: К обращениям будет приобщаться переписка за 2012-2016 годы. В РКК повторность обращения отмечается исполнителем (если не отмечена при регистрации) путем заполнения графы «Причина повторности обращения» соответствующим кодом. Просим вас обращать внимание на заполнение данного реквизита, поскольку это отражается в ведомственной статистической отчётности.
Статья 2. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения
.Комментарий: Для сведения. Статья 6. Должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием, за исключением случаев: обращения по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций; обращения в неустановленные дни и часы; когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы; когда с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
Комментарий: Работник отдела по работе с обращениями граждан и юридических лиц при требовании о записи на прием по телефону будет отказывать в предварительной записи на прием в случаях, предусмотренных данной статьёй (по ситуации). В остальном -механизм остается прежним.
Статья 8-1. Права организаций, индивидуальных предпринимателей Организации, индивидуальные предприниматели имеют право: запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях; обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (три и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения; осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства. Комментарий: Для сведения. Здесь закреплены наши права.
Статья 10. Порядок подачи обращений и направления их для рассмотрения в соответствии с компетенцией 3. Организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции,в течение пяти рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном настоящим Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях. Комментарий: Порядок обжалования писать не нужно!!!! Если в обращении содержатся и наши, и не наши вопросы – делаем копию обращения и стандартную переадресацию по принадлежности с уведомлением заявителя либо в этот же срок уведомляем, куда заявителю обратиться по «не нашим» вопросам. Срок – 5 рабочих дней. Нарушением будет, если дав по истечению 15 дней ответ заявителю, мы ему припишем, что в соответствии с Положением о Министерстве это не наш вопрос и ему нужно ещё куда-то обращаться. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, не позднее пяти рабочих дней возвращаются заявителям с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений.
5. Обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, не позднее пяти рабочих дней направляются в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.
Статья 13. Прием и регистрация обращений 1. Обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается. При подаче заявителем нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения, до направления ответа (уведомления) на первоначальное обращение на такие обращения может направляться общий ответ (уведомление) в сроки, установленные настоящим Законом для рассмотрения первоначально поступившего обращения. В этом случае указанные обращения учитываются как одно обращение.Комментарий: Это в случае, когда, например, от заявителя поступило электронное обращение, а через несколько дней от заявителя поступило аналогичное письменное обращение. Распространяется ли данный механизм на идентичные обращения, поступившие из разных источников, пока комментария нет, хотя этот вопрос нами задан НЦЗПИ. Исходя из совминовского Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям, механизм учета таких обращений разный. С идентичными обращениями, поступившими из разных источников, пока будем работать, как прежде.
Статья 14. Рассмотрение обращений по существу 1. Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. !!!! В ответах на письменные обращения о предоставлении информации, опубликованной в официальных периодических печатных изданиях, других средствах массовой информации либо размещенной в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет или на других государственных информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет, сайтах иных организаций, вместо такой информации могут содержаться название, дата выхода и номер официального периодического печатного издания, другого средства массовой информации, в котором опубликована запрашиваемая информация, либо адрес сайта в глобальной компьютерной сети Интернет, на котором размещена запрашиваемая информация. Комментарий: Решение принимается в 5-дневный срок (5 рабочих дней) должностным лицом, ответственным за рассмотрение обращения.
Статья 15. Оставление обращений без рассмотрения по существу1. Письменные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если: обращения не соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 - 6 статьи 12 настоящего Закона; обращения подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений; обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которую они поступили, в том числе если замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений, не относятся к деятельности этой организации, индивидуального предпринимателя, не касаются качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг; пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы; заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу; с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.
2. Устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если: не предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей, их представителей, а также документы, подтверждающие полномочия представителей заявителей; обращения содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации, в которой проводится личный прием; заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена; заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
3. Решение об оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу принимают руководитель организации,индивидуальный предприниматель, к которым поступило обращение, или уполномоченное ими должностное лицо. Комментарий: Решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу по-прежнему принимается заместителем Министра путем наложения резолюции на докладной записке. Решение принимается в 5-дневный срок (5 рабочих дней).
4. При оставлении письменного обращения без рассмотрения по существу, за исключением случаев, предусмотренных абзацем седьмым пункта 1 настоящей статьи (переписка прекращена и заявитель уведомлен о том, что больше мы ему писать ничего не будем), статьей 23 (при признании обращения анонимным), частью второй пункта 1 статьи 24 (замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающиеся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, оставляются без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя) настоящего Закона, заявитель в течение пяти рабочих дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению. Комментарий: В любом случае решение должно быть принято в 5-дневный срок (5 рабочих дней).
Статья 17. Сроки при рассмотрении обращений
1. Течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя. Течение сроков, определяемых месяцами или днями, исчисляется в месяцах или календарных днях, если иное не установлено настоящим Законом. Срок рассмотрения обращений, направленных в соответствии с частью первой пункта 3 статьи 10 настоящего Закона в организации длярассмотрения в соответствии с их компетенцией, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации обращений в этих организациях.
2. Срок рассмотрения обращений, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца этого срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца. Комментарий: Согласно устным разъяснениям Савановича Н.А. в случае, когда обращение зарегистрировано 24-го числа срок исчисляется с 25-го, НО Месячный срок – 24-е число следующего месяца (с 25-го по 24-е – 1 месяц). По данному вопросу ждем официальных разъяснений, пока считаем так. Если последний день срока рассмотрения обращений приходится на нерабочий день, то днем истечения срока считается первый следующий за ним рабочий день.
3. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, - не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. В случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу. Комментарий: 5-дневный срок со дня принятия решения о продлении срока рассмотрения свыше месяца для уведомления заявителя отменили.
Статья 18. Требования к письменным ответам (уведомлениям) на письменные обращения1. Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения излагаются на языке обращения.
Комментарий: если обращение написано по-русски, отвечаем на русском языке, если просматривается попытка изложить обращение на белорусском языке (например, слова наполовину русские, наполовину белорусские, но написано преимущественно буквами белорусского алфавита) – отвечаем на белорусском языке. Переадресация во тором случае тоже на белорусском языке. Письменные ответы должны быть обоснованными и мотивированными (при необходимости - со ссылками на нормы актов законодательства), содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей. В письменных ответах на жалобы в отношении действий (бездействия) организаций, индивидуальных предпринимателей и их работников должны содержаться анализ и оценка указанных действий (бездействия), информация о принятых мерах в случае признания жалоб обоснованными. В случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений, в таких ответах указывается порядок их обжалования. Комментарий: порядок обжалования пишем только в этих случаях!!!!
2. Письменные ответы (уведомления) на письменные обращения подписываются руководителем организации, индивидуальным предпринимателем или уполномоченными ими должностными лицами. Статья 23. Рассмотрение анонимных обращений Анонимные обращения, то есть обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, не подлежат рассмотрению, еслиони не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.
Комментарий: Анонимным обращение признается руководством Министерства (заместителем Министра). Механизм работы не меняется.
Статья 24. Рассмотрение замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений
1. В книгу замечаний и предложений вносятся замечания и (или) предложения о деятельности организации, индивидуального предпринимателя, качестве производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Замечания и (или) предложения, внесенные в книгу замечаний и предложений и не относящиеся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, не касающиеся качества производимых (реализуемых) ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, оставляются без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя. Комментарий: механизм и сроки принятия решения об оставлении без рассмотрения по существу не меняются. 5-дневный срок исчисляется в рабочих днях.
Статья 25. Рассмотрение электронных обращений 1. Электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. На официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет).Требования к специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, предназначенной для размещения электронных обращений, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
2. Электронные обращения должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1, абзацами вторым - четвертым пункта 2 либо абзацами вторым - пятым пункта 3 статьи 12 настоящего Закона, а также содержать адрес электронной почты заявителя. К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия. Комментарий: теперь четко определено, каким образом подтверждаются полномочия при направлении электронных обращений. Если таких документов нет – можно оставлять без рассмотрения по существу. При несоблюдении требований, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 настоящего Закона.
3. Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме тем же способом, которым было направлено электронное обращение.
4. Если для рассмотрения электронного обращения по существу необходимо указание персональных данных заявителя или иных лиц, за исключением содержащихся в обращении, заявителю предлагается обратиться с устным или письменным обращением.
Комментарий по пункту 4: решение принимается заместителем Министра либо уполномоченным им должностным лицом в 5-дневный срок (т.к. вопрос не рассматривается по существу). Что относится к персональным данным, определено законодательством. «Выжимки» на Public/Общая/обращения граждан/Обращения 2015 Новации.
5. Ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящего пункта.На электронные обращения даются письменные ответы (направляются письменные уведомления) в случаях, если: заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты; в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).
Комментарий: В случае, если по техническим причинам ответ заявителю не будет доставлен, не позднее, чем на следующий рабочий день, мы будем просить (как и сейчас это делаем) исполнителя вывести ответ на бланке (на почтовый адрес заявителя) и подписать еще раз у руководителя, подписавшего ответ заявителю для направления в электронном виде.
6. Ответы (уведомления) на электронные обращения, направляемые на адрес электронной почты заявителя, должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 1 статьи 18 настоящего Закона, а также содержать фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения.
7. В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения по решению руководителя государственного органа или иной государственной организации либо лица, уполномоченного им подписывать в установленном порядке ответы на обращения, могут размещаться на официальном сайте государственного органа или иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям. Комментарий: Механизм по реализации пункта 7 прописан в нашей инструкции, относится к обращениям, поступающим в течение 15-дневного срока со дня поступления первого обращения.
Вернуться на главную страницу: https://chebotovichi.schools.by/