О работе с обращениями граждан
<article>Люди должны быть нашими партнерами, а не просителями. Они не должны ходить с протянутой рукой для решения того или иного вопроса.
А.Г. Лукашенко
Работа с обращениями граждан является одной из важнейших задач белорусского государства по защите прав и законных интересов граждан, созданию условий для свободного развития личности и повышению качества жизни людей на основе реализации конституционных требований по взаимной ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством.
Одним из важнейших направлений повышения доверия населения к власти является борьба с бюрократизмом. Такой ориентир вполне объясним, ведь невнимательное отношение, равнодушие в работе с людьми способны перечеркнуть любые достижения.
Сегодня в стране меняется статус государственной власти. Она — партнер гражданина. Такой подход потребовал усовершенствования механизма работы государственного аппарата. А основной путь изменения стиля этой работы – дебюрократизация. Поэтому на протяжении ряда лет руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются меры, позволяющие оперативно и качественно принимать решения и максимально учитывать законные интересы граждан.
С этой целью принят ряд нормативно-правовых актов.
1. Еще в январе 2005 г. Президентом Республики Беларусь был подписан Декрет № 2 «О совершенствовании работы с населением». Во всех государственных органах и организациях, а также у индивидуальных предпринимателей были введены книги замечаний и предложений.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 12 мая 2005 г. № 220 «О некоторых мерах по упрощению порядка совершения нотариальных действий»;
3. Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях»;
4. Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152 «Об утверждении перечня административных процедур, выполняемых государственными органами и иными государственными организациями по обращениям граждан за выдачей справок или других документов».
Принятие указанных нормативно-правовых актов способствовало совершенствованию работы государственных учреждений с гражданами.
5. Важным этапом в совершенствовании работы с обращениями граждан стала Директива Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».
Ее главная цель – наладить прямое общение с людьми.
Только благодаря Директиве были изменены подходы к режиму работы государственных органов и организаций, осуществляющих прием граждан и выдачу им справок, сделав его удобным для населения.
Важным шагом стала регламентация порядка рассмотрения коллективных обращений граждан в государственные органы (к должностным лицам). Они стали подлежать рассмотрению с выездом на место.
В процессе дебюрократизации государственного аппарата особое внимание уделялось вопросам совершенствования белорусского законодательства, способствующего не только установлению справедливого баланса между публичными и частными интересами, но и более эффективной реализации гражданами своих прав и законных интересов. В первую очередь, это касалось совершенствования правовой основы реализации принципа «одного окна».
Необходимо отметить, что реформа административных процедур – не просто разовая акция, а постоянная, кропотливая работа, насущная необходимость, диктуемая самой жизнью. Проводимая в последние годы работа по дебюрократизации и реформированию административных процедур заключается в том, чтобы эти процедуры были максимально простыми, четкими, понятными и доступными для всех, кто обращается в государственные органы и иные организации.
6. Важным шагом в этом направлении стало принятие Указа Президента Республики Беларусь от 6 сентября 2007 г. № 402 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования организации работы с гражданами».
7. На защиту и обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц, надлежащее рассмотрение их обращений государственными органами стал Указ Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».
В Указе, прежде всего, четко определен принцип и порядок первоочередного рассмотрения обращений граждан и юридических лиц непосредственно на местах. Одновременно Указом утвержден перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений в отдельных, наиболее важных, сферах жизнедеятельности населения. Граждане и юридические лица проинформированы о списке организаций, которые обязаны рассматривать обращения как в качестве первичной инстанции, так и в порядке обжалования действий местных органов.
Ужесточены меры, направленные на усиление ответственности и контроля за качественным и своевременным рассмотрением обращений. Усилена персональная ответственность руководителей региональной вертикали за работу с обращениями.
Указом определен единый день (среда) личного приема граждан руководителями региональной вертикали по всей республике и регламентируется порядок его организации.
Главное требование указа – изменение стиля работы органов власти, качественное и оперативное рассмотрение заявлений, особенно местными представительными и исполнительными органами, в которые чаще всего обращаются граждане за разрешением конкретных проблем. Каждый житель нашей страны должен ощущать себя не просителем у власти, а ее равноправным партнером.
8. Важным этапом на пути дебюрократизации стало принятие Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур». При его подготовке учитывался зарубежный опыт регламентации административных процедур (стран СНГ, Австрии, Германии, Греции, Китая, Финляндии, Швейцарии, Швеции, Чехии и др.). Закон позволил не просто стандартизировать процесс осуществления административных процедур, а через установленную жесткую регламентацию последовательно совершаемых уполномоченным должностным лицом действий минимизировать зависимость населения от своеволия этого должностного лица, усилить гарантии реализации прав граждан.
И что особенно важно, действие данного Закона распространяется не только на граждан, но и на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
9. Еще одним значительным шагом на пути дебюрократизации деятельности государственного аппарата стало подписание 22 июля 2008 г. Президентом Республики Беларусь Закона «О регистре населения». Данным актом предусмотрено создание правовой основы для формирования в Республике Беларусь современной единой системы учета персональных данных граждан страны.
Следует отметить, что создание в Беларуси регистра населения основано на положительном опыте иностранных государств, которые уже создали или внедряют единый банк персональных данных своих граждан. Отсюда становится понятно, что введение административных процедур требует развития информационных технологий. Сегодня современные информационные технологии должны быть на службе у государства, общества и граждан. Ведь благодаря развитию информационных технологий граждане могут получать через Интернет и компьютерные центры информационные услуги, предоставляемые государственными органами. Население получает через Интернет огромный комплекс услуг от государства.
Работа с обращениями граждан – один из основных критериев оценки деятельности госорганов. Недопустимы формализм и равнодушие по отношению к людям. Поэтому неукоснительно должно выполняться жесткое требование Президента Республики Беларусь – внимательно относиться к людям, их проблемам и заботам.
В соответствии с действующим законодательством обращения граждан подлежат обязательному рассмотрению не позднее одного месяца со дня их регистрации в государственных органах (организациях), к компетенции которых относится решение изложенных в них вопросов. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются не более15 дней со дня их регистрации.
Письменные обращения, поступившие в государственные органы или организации и не относящиеся к их компетенции, в пятидневный срок направляются в соответствующие органы с уведомлением об этом граждан. Либо по данным обращениям гражданам в пятнадцатидневный срок дается ответ с разъяснением, в какие государственный орган или организацию необходимо обратиться.
Вернуться на главную страницу: https://chebotovichi.schools.by/
</article>