Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Из опыта работы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка.
Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений.
Важную роль в профилактике играет совместная работа воспитателей, родителей, а в специализированных группах – и логопедов.
Профилактическая работа в ДОУ необходима дошкольникам для естественного и своевременного развития речи. Основная задача этой работы – создание педагогами таких условий развития ребенка, которые способствовали бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии.
Педагогу, работающему с детьми необходимо понимать разницу между случаями, когда будет достаточно работы по профилактике речевых нарушений и случаями, когда ребенку необходима помощь специалиста – логопеда.
Ребенку необходима помощь логопеда, если:
- в возрасте 2-х лет малыш ещё не начал говорить,
- у ребенка во время разговора между зубами высовывается кончик языка, раздуваются щёки, а речь носит «хлюпающий характер»,
- ребенок «гнусавит»,
- ребенок заикается.
Существует разница и между формами логопедической помощи: будет ли ребенку достаточно заниматься с логопедом 1-2 раза в неделю (логопункт, детская поликлиника) или нужна системная работа в условиях речевой группы.
Получать логопедическую помощь имеет смысл в условиях логопункта или у логопеда в детской поликлинике, если у ребенка обнаружено нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). Здесь помощь носит консультативный характер, ребенок получает помощь только в рамках занятия.
А если у ребенка выявлены: моторная алалия, тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи (ТНР, ОНР), ему необходима более серьезная помощь – система сопровождения, много специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, медицинские специалисты. Кроме того, ребенок должен получать помощь на протяжении всего времени пребывания в специализированной речевой группе.
Логопедическая работа в детском дошкольном учреждении включает в себя несколько направлений, в числе которых профилактика речевых нарушений до их возникновения, и совершенствование разных сторон и качеств речи при отсутствии нарушений, и параллельная коррекция и доразвитие других психических функций, таких как слухоречевое и зрительное внимание, зрительная и речевая память, словесно-логическое мышление. Зачастую, вся логопедическая работа воспринимается только как некие действия, непосредственно направленные на ликвидацию неправильного произношения у детей. Так как нарушения звукопроизношения воспринимаются окружающими в первую очередь и вызывают наибольшие беспокойства родственников ребенка. Но при таком подходе к логопедии зачастую не рассматриваются другие направления педагогической работы.
Более подробно остановимся на профилактической работе.
Профилактическая деятельность педагога ДОУ заключается в помощи, методическом содействии дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. Понятие «полноценность» является ключевым для профилактического блока и во многом определяет его наполнение. Педагог обязан помнить о том, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью. Поэтому профилактику в широком смысле следует рассматривать как совокупность необходимых и достаточных действий, ориентированных на стимуляцию развития и совершенствование речевой деятельности воспитанников ДОУ.
Современные психолого-педагогические исследования и практика дошкольного воспитания убедительно доказывают, что в основе развития и становления речи ребенка лежит развитие и становление всей его личности. Поэтому пути, прямо обращенные к нему и направленные непосредственно на развитие речи (рассказывание, чтение, объяснение картинок, беседы и др.) недостаточны. Огромное значение имеют и все те косвенные, опосредованные способы, которые ведут к укреплению сил ребенка, к поднятию всего жизненного тонуса, к наполнению его жизни ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность в речи. Выработка такой потребности и условий для ее удовлетворения являются одним из ключевых аспектов профилактической деятельности педагога дошкольного учреждения.
С этой целью в первую очередь должна быть организована доступная по форме и средствам совместная деятельность ребенка с взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и творческих способностей педагога, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм.
Кроме того, полноценности речевого развития содействует окружающая среда. Важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. Актуальными остаются разработанные педагогом Е.И. Тихеевой методические требования:
- речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
- по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
- структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
- содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
- речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.
Требования к культуре речевой среды особенно ужесточаются, а ответственность педагога повышается в тех случаях, когда приходится работать с детьми, воспитывающимися в социально неблагополучных семьях, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия. И если на причины болезнетворного, патофизиологического или анатомического характера, предрасполагающие к появлению речевых отклонений, педагогу влиять гораздо труднее (хотя в определенной степени возможно), то факторы общей и речевой среды всегда могут быть изменены им.Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности.
Детская речь, как известно, в период интенсивного становления чрезвычайно ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактическая деятельность воспитателя обязательно должна включать в себя:
- охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
- обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение травмирующих ребенка внешних воздействий;
- раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
- профилактику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.
Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока и основание для выбора соответствующих педагогических технологий определяются неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи воспитанников с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития – с одной стороны, а с другой – пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности.
Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, а также звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового запаса слов. Это может стать причиной трудностей в овладении детьми грамотой. Отставая в обучении, дети с речевыми расстройствами, как правило, теряют интерес к обучению.
Вернуться на главную страницу: https://chebotovichi.schools.by/